К воспитанию детей в каждой семье подход сугубо индивидуальный. Кто то предпочитает старинный метод «кнута и пряника», кто то позволяет своему чаду все, что тот ни пожелает, ссылаясь на то, что у ребенка должно быть счастливое детство. А кто то наоборот, строго запрещает все излишества, чтобы с малых лет научить малыша тому, что всего надо добиваться собственными силами, поощряя только отличное поведение, отметки в школе и успехи в спорте.
Все психологи хором утверждают, что психология ребенка очень ранима и он намного чувствительнее относиться как к наказаниям, так и к похвале. Малыш будет чувствовать себя любимым только тогда, когда родители не будут забывать ежедневно говорить ему добрые, ласковые слова, хвалить его за поступки. На первых порах этого можно и не заметить, но с возрастом, вся любовь, которую вы отдадите ребенку, вернется к вам.
Конечно, в поощрении есть и своя допустимая мера. Ни к чему задаривать ребенка дорогостоящими подарками просто за хорошее поведение. Разбалованные дети намного позже становятся самостоятельными, нежели их сверстники.
Вопрос о наказании ребенка стоит намного острее. Очень сложно рассуждать о допустимых мерах наказания, поскольку каждый случай индивидуален. Очень много факторов влияет на то, какую меру наказания выбрать: место, где провинился ребенок — дома или в общественном месте; осознает ли ребенок свою вину или продолжает настаивать на своем; совершил ребенок проступок один раз или это уже неоднократное проявление непослушания; размер вреда, который последует за негативным поведением или действием ребенка; эмоциональное состояние родителей и многие другие факторы.
Физическое наказание.
Редко встречаются семьи, в которых никогда не наказывали ребенка ремнем. Чаще всего на ребенка поднимает руку мать. Этому есть логичное объяснение — женщины более эмоциональнее и им сложнее управлять гневом. Мужчины чаще прибегают к серьезной беседе с провинившимся.
Наказывая ребенка физически, родители хотят получить желаемое поведение от ребенка. Но последствия не всегда проходят бесследно. Чувствуя боль и унижение, ребенок становится агрессивным и выплескивает свои эмоции на других детях, младшего возраста или животных.
У ребенка, который неоднократно «получал по попе» меняется психическое состояние. Некоторые из них становятся нервными, в состоянии постоянного возбуждения и готовности к новому наказанию, постоянно лгут и «сваливают» свою вину на других детей. Другие, воспринимают наказание как боль и унижение, замыкаются в себе, становятся неразговорчивыми и плаксивыми.
Применение физического наказания должно быть крайней мерой. У маленьких детей могут развиваться нервные расстройства, постоянное состояние тревоги и стресса, бессонница, энурез и т.д.
Бывают ситуации в которых нельзя наказывать ребенка физически ни при каких обстоятельствах:
- — наказывать ребенка до 2-лет, когда он тянет руки, пытаясь исследовать непознанное. Постарайтесь спокойно отодвинуть руки малыша (напримет, если он тянется к острому или горячему) и объясните, что это трогать нельзя, иначе ему будет очень больно;
- — наказывать повторно за один и тот же проступок. Если ребенок был наказан один раз, значит вы его простили и не должны более вспоминать обстоятельства, которые повлекли наказание;
- — наказывать за проступок, который был совершен задолго до его выявления. В этом случае более действенным будет разговор с ребенком, который пояснит как, почему и при каких обстоятельствах он провинился и почему тайное стало явным именно сейчас;
- — наказание должно быть справедливым, ребенок должен ясно понимать, за что он наказан, иначе он не извлечет из наказания никаких уроков, а останется только обида и боль.
Родители полагают, что наказывая ребенка физически — это самая действенная мера наказания. И совсем забывают о том, что есть более лояльные и мирные методы наказания, применяя которые можно добиться желаемого поведения от ребенка.
Предупреждение.
Если ребенок не выполнил вашего указания, постарайтесь взять себя в руки и ровным тоном сказать: «Если через 10 минут ты не соберешь игрушки, то в субботу мы не пойдем в кинотеатр». Постарайтесь выдержать эту паузу. Пусть не через 10 минут, а через 15 — ребенок все-таки выберет поход в кинотеатр и уберет комнату.
Игнорирование.
Здесь предусматривается лишение внимания. Если ребенок вас не слушает, увлечен игрой или просмотром мультфильмов, скажите: «Я на тебя обиделась и не буду больше с тобой разговаривать». Спустя некоторое время малышу станет скучно и он прибежит ск вам поиграть. Только вы сразу не сдавайтесь, пусть он поймет, что это не шутка, осознает свою вину и попросит прощения.
Лишение объекта увлечения.
Если ребенок не желает убирать за собой игрушки или выключать компьютерную игру, предупредите, что если он вас не послушается, то игрушки будут спрятаны на шкаф, а компьютер нельзя будет включать в течении трех дней.
Время тишины.
В многодетных семьях дети часто ссорятся между собой, иногда эти шумные крики мешают отдохнуть родителям или младшим деткам. В этом случае, предложите им новое правило «Деритесь, только в полной тишине, не издавая ни звука». В скором времени им это надоест, ведь драться тихо — это совсем неинтересно. Если дети спустя некоторое время начинают снова шуметь, предложите им на выбор по углу в разных комнатах и пусть они в тишине хорошенько обдумают свое поведение.
Наказание в-шутку.
Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть, повторяя фразу «Чистота-залог здоровья!». Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.