Батик — это красивейшая ручная художественная роспись по ткани, имеющая особенную технологию. Зародилось это искусство примерно в 18 веке на острове Ява в Индонезии. Затем оно широко распространилось и развивалось на всей территории Индии и Китая.
Но еще в Древнем Египте использовали подобную технологию окрашивания тканей, когда на полотно наносился рисунок и по контуру рисунка его пропитывали краскопоглощающим составом. Затем полотно погружали в чан с краской и варили определенное время. После того, как полотно ополаскивали холодной водой, рисунок четко выделялся на ткани.
Поскольку подобная роспись по ткани занимает много времени и сил, плоды такого искусства приравнивались к талисманам, их использовали в качестве подношения богам, в различных обрядах и ритуалах.
В самом начале рисунок представлял собой символику или геометрический орнамент, характерный для того периода. Уже потом, в Китае стали популярны изображения цветущей сакуры, мифических птиц или белоснежных вершин гор. В наше время на полотнах в технике батик рисуют даже портреты.
Техника Батика
На ткань — хлопчатобумажную или шелк, наносят простым карандашом рисунок, затем намеченные места покрывают так называемым резервирующим составом. Этот состав не позволит краске расплыться по всей ткани и в итоге получится четкий рисунок с неразмытыми краями. Резервирующий состав используют не только для выделения четких границ рисунка, с его помощью художники играют цветом, подбирают необходимые оттенки, а так же меняют фактуру ткани.
В зависимости от способа резервирования ткани используются различные резервирующие составы. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Холодный батик
Для этой техники обычно используют легкие, воздушные ткани — например, шелк, шифон или крепдешин. Резервирующий состав представляет собой массу, в состав которой входят каучуковые или им подобные вещества. Чаще всего художники покупают уже готовые резервирующие составы, которые продаются в удобных тюбиках с заостренным носиком. Если вы готовите резерв сами, то наносится он специальными стеклянными трубочками с изогнутым заостренным носиком.
Перед работой ткань необходимо туго натянуть на каркас, нанести желаемый рисунок. Если вы сомневаетесь в своих художественных способностях, используйте копирку или кальку. Лучше всего начинать с несложных орнаментов и 3-4 оттенков цветовой гаммы. Резервирующий состав в технике холодного батика как правило наносят по контуру. Поскольку это достаточно густая масса, контур должен быть непрерывным и обязательно замыкаться, иначе при работе с цветом, краска будет заплывать за контуры рисунка. После того, как вы обвели рисунок контуром, необходимо кистью или ватным тампоном аккуратно пропитать ткань резервом. Делать это надо как можно быстрее, иначе состав подсохнет и на ткани образуются комочки или останутся следы от кисти.
После того, как резервирующий состав окончательно высохнет, можно приступать к окрашиванию. Заранее на палитре подготовьте необходимые цвета с переходами. Начинайте рисунок с более светлых оттенков к тёмным и насыщенным. Фон закрашивается в последнюю очередь. После того, как высохнет краска, ткань можно обработать холодным паром. Далее картина помещается в раму или, если обработать края, ткань можно использовать как платок или шаль.
Горячий батик
Поскольку эта техника предусматривает воздействие на ткани высоких температур, то как правило художники выбирают хлопчатобумажную или тонкую шерстяную ткань. В основу резервирующего состава для горячего батика входят воск или смола. Инструменты для нанесения резерва так же отличаются от инструментов холодного батика. Здесь применяются заготовленные штампы, которые опускаются в горячий состав, а затем отпечатываются на ткани. Если же таких заготовок нет, то используются маленькие медные чайники с носиком или деревянные палочки.
Наносится горячий состав различными способами — каплями, штрихами или пятнами. Здесь уже не обязательно строго следить за контуром. Такая техника значительно расширяет возможности работы с цветом и оттенками, а это очень важно для талантливого художника.
Особенность горячего батика заключается в том, что резервирующий состав наносится не только на неокрашенную ткань, а еще и на рисунок. Необходимо только следить за тем, чтобы краска хорошо просохла. В конце работы застывший воск аккуратно снимается с полотна. Можно натянуть ткань руками по диагонали — воск потрескается и отпадет сам. Для более бережного удаления резерва можно прогладить ткань утюгом, предварительно покрыв ткань газетой. Только для начала попробуйте на уголочке, чтобы убедится в том, что краска с газеты не отпечатается на вашем шедевре.
Свободная роспись
Свободная роспись означает то, что художник сам выбирает, какую технику батика использовать и даже иногда сочетает горячий и холодный батик. Здесь можно экспериментировать с красками, тканями и резервирующими составами. В свободной росписи обычно используются краски на анилиновой основе с загустителями. В качестве резервирующего состава используют даже крепкий раствор поваренной соли, что может дать удивительный эффект перехода цвета из одного в другой.
Рецепт резервирующего состава для холодного батика
- -100 грамм резинового клея
- — 100 грамм бензина
- — 30 грамм парафина
- — 2 грамма канифоли
На водяной бане необходимо подогреть бензин и клей. Постоянно помешивая, добавить измельченные парафин и канифоль. Варить состав надо 10-15 минут до получения однородной массы.
Рецепт резервирующего состава для горячего батика
- — 500 грамм парафина
- — 250 грамм вазелина
- — 250 грамм пчелиного воска
Все ингредиенты измельчаются и растапливаются на водяной бане. При необходимости, состав можно разогревать несколько раз.